LunaJets – пример успеха новой бизнес-модели

Частные реактивные самолеты, еще совсем недавно бывшие элементом статуса руководителей транснациональных корпораций и эксцентричных миллиардеров, становятся все ближе «к народу». И если для варианта совместного владения крылатой машиной, хотя и более экономичного чем полноценное владение, все-таки требуются приличные инвестиции и оплата содержания, то вариант аренды «свободного плеча» (Empty Leg) частного самолета, выглядит гораздо более доступно. Еще больше последний вариант удешевляет возможность организации совместных полетов (принцип sharing economy), когда самолет на «свободном плече» фрахтуется на несколько клиентов с разделением затрат. Кроме того, современные мобильные и интернет сервисы делают такой вид использования частных самолетов еще и удобным. Еще одним фактором роста авиаперевозок стал выход на рынок очень легких частных реактивных самолетов (Very Light Jet, VLJ) на 4 пассажира. Стоимость перелета на VLJ в среднем на 22% ниже чем на бизнес-джетах стандартного размера.

Все началось еще в середине прошлого века, восстанавливающая после опустошительной мировой войны, глобальная экономика требовала более активного взаимодействия в деловых кругах. Традиции того времени требовали личного участия высшего руководства в обсуждении важных сделок и проведении переговоров с партнерами, а начавшаяся глобализация бизнеса стремительно увеличивала зону интересов и укорачивала предельное время взаимодействия для принятий решений. Учитывая, что ни мобильной связи, ни интернета тогда еще не было, деловой мир остро нуждался в увеличении числа авиаперевозок, особенно в секторе частных авиаперевозок и, как следствие, в центре мировой экономики – в США в 1964 году возникла первая в мире компания частных реактивных авиаперевозок и управления самолетами класса бизнес-джет Netjets Inc.

Бизнес-модель компании была не просто нестандартной, она была прорывной управленческой инновацией в сфере частных авиаперевозок: клиентам продавалась буквально часть конкретного самолета, в зависимости от величины стоимости которой зависит количество летных часов пользования самолетом, и доля в оплате его содержания. Обычно доля находится между минимальными 50 и максимальными 400 часами в год. Однако около 30% стоимости каждого самолета остается на балансе Netjets, которая также предоставляет пилотов. Залогом успеха данной бизнес-модели служит уже тот факт, что еще в 1995 году компанию Netjets Inc., через свой многонациональный финансовый конгломерат – Berkshire Hathaway Inc., полностью приобрел и до сих пор не перепродал, один из богатейших людей мира и финансовый гуру стратегических инвестиций — Уоррен Баффет (Warren Buffett). Сегодняшний рынок частных авиаперевозок стремительно развивается и если 10 лет назад 7 из 10 новых клиентов Netjets прежде не пользовались данными услугами, то сейчас этот показатель упал до 3 из 10. Три четверти перевозок Netjets приходится на США, но Европейский рынок также является приоритетным направлением развития.

Читайте также  Два новых самолета Embraer пополнят флот Белавиа

Европейский рынок частных чартеров довольно разнороден в своем развитии, и если в среднем по рынку возраст фрахтуемых самолетов за последние 7 лет вырос с 4,8 до 7,1 лет, то Netjets старается регулярно обновлять свой авиапарк. Последнее крупное обновление было в 2014 году, когда Netjets значительно омолодила свой авиационный парк, вложив в закупку новой авиационной техники (670 самолетов) более $17,6 млрд. Европейское отделение Netjets имеет штат из 500 опытных пилотов, которые на 85 своих и более чем 700 партнерских самолетах совершает в год до 46 тыс. рейсов в 5 тыс. аэропортов (в том числе в недоступные для коммерческих рейсов) в 120 странах по всему миру. Базовым центром размещения Netjets в Европе выбрана Швейцария, что логично, поскольку пятая часть всех частных рейсов Netjets в Европе осуществляется именно оттуда, а 43,3% из них из Женевы.

Являясь вторым, после французского Ле Бурже (Bourget, Париж), крупнейшим европейским центром частной авиации и неоспоримым лидером швейцарской частной авиации (на каждые 40 коммерческих вылетов приходится 3 частных) Женевский аэропорт работает с такими частными авиаперевозчиками как: Wijet, Jetsmarter, Victor, Privatefly, Air Charter Service, NetJets, LunaJets. Трафик частных самолетов по одному из самых оживленных европейских маршрутов (Женева-Лондон-Женева-Ницца) год от года постоянно увеличивается, кроме того, прирастая и новыми направлениями. Даже значительный экономический спад кризисного 2008 года, вызвавший замедление в отрасли частных авиаперевозок, не оказал существенного влияния на главных игроков и рост частного авиационного трафика довольно быстро возобновился. Это явление уже сейчас ставит крупные аэропорты как Женевский практически на грань пропускной способности, а в самом ближайшем будущем вынудит администрацию либо заняться масштабным расширением, что безусловно очень затратно, либо отклонять часть частного авиационного трафика в ближайшие аэропорты, руководствуясь пока не ясными критериями отбора. Сложившуюся ситуацию может значительно усугубить недавно принятое изменение авиационных правил ЕС, которые разрешают коммерческую эксплуатацию винтовых самолетов малой авиации (ранее данный тип самолетов мог быть использован только самим владельцем или за его счет). Это значительно увеличит как предложение частных авиаперевозчиков с самолетами типа швейцарских Pilatus, так и значительно ухудшит общую ситуацию с трафиком частных самолетов.

Читайте также  НДС на внутренние рейсы через Москву может вырасти в два раза

К примеру, в дни проведения ежегодного авиационного форума «Европейской выставки-конвенции бизнес-авиации (European Business Aviation Convention & Exhibition, EBACE 2017), проводимого в конце мая в конгрессно-выставочном центре Palexpo (Кантон Женева), экспозиция из 60 самолетов которого была выставлена в аэропорту Женевы. Это значительно снизило предельную пропускную способность аэропорта по приему и отправке рейсов, что вынудило администрацию аэропорта перенаправлять часть трафика (особенно частного) в ближайшие швейцарские аэропорты Лион (Lyon) или Шамбери (Chambéry).

Другим, более дешевым, но не всегда доступным способом полета на частном самолете является аренда «свободного плеча». На оживленных трассах Америки и Европы, как правило не составляет труда найти подобный рейс со скидкой до 75% не только на частный, но и на чартерный и даже регулярный рейсы. Такие ситуации возникают, как правило, во время крупных общественных событий (музыкальные фестивали, спортивные соревнования и пр.), когда забитые битком самолеты, везущие фанатов и болельщиков, вынуждены возвращаться в порт приписки практически пустыми. Что же касается частных самолетов, то в разы удешевить аренду на «свободном плече» можно с помощью сервисов совместного использования, когда общая стоимость равными долями делится на всех пассажиров рейса. Одним из лидеров данного сегмента является французская частная компания аэротакси Wijet (Париж), которая, после приобретения в прошлом году своего британского конкурента – первого европейского бизнес-авиатакси Blink Ltd., стала обладателем самого крупного европейского авиационного парка в сегменте VLJ. В ближайших планах Wijet увеличить парк самолетов с 15 до 50 к 2021 году без потери качества оказываемых услуг, а учитывая ежегодный прирост прибыли, в среднем от 40% до 50%, эта задача не кажется столь уж нерешаемой.

Следующим логичным шагом развития данного направления должно было стать предложение не только для пассажиров (экономия цен на билеты), но и для владельцев и эксплуатантов частных самолетов (повышение рентабельности полетов через максимизацию загрузки «свободного плеча»), на системном уровне объединяя всю доступную информацию о частных перелетах по всему миру. Эту идею воплотила швейцарская частная авиакомпания LunaJets (Кантон Женева), ее решение позволяет не только арендовать частный самолет, улететь в «последнюю минуту» (полный цикл от поиска до посадки всего за 60 минут), но и экономить на цене билетов (сервис JET SHARING), а также обеспечить рост рентабельности авиаперевозчиков за счет предоставления широкого рынка услуг (данные о 4,8 тыс. рейсов по всему миру) с ежедневным обновлением на сайте и в мобильном приложении. К слову, именно объем рынка является одним из главных ключевых звеньев успеха LunaJets – чем больше участников рынка, тем больше привлекательность для путешественников по поиску нужного направления, а чем больше желающих улететь, тем выше вероятность заполнения салона самолета на «пустом плече». Руководство LunaJets придерживается стратегии органического роста, за счет собственных средств, поскольку это отвечает целям и возможностям компании. Уже сейчас 35 сотрудников LunaJets обеспечивают «взрывной» рост потребности в частных авиаперевозках в 60% с начала года, что позволяет оценивать перспективный объем перевозок за 2017 год около 3,5 тыс. рейсов (в 2016 году было 2,5 тыс.), со средней стоимостью билета порядка $20 тыс. Эти доходы вполне обеспечивают экспансию на мировой рынок и уже позволили открыть представительства компании не только в крупных авиационных хабах типа Лондона, Парижа и Рима, но и в региональных аэропортах: греческом Mykonos, испанской Ibiza, итальянской Olbia, французской Palma de Majorque, а также в Польше и Венгрии.

Читайте также  Как протесты в Украине отразились на частных авиаперевозках

Источник: SWISS-RUS