Ложная тревога?

На прошлой неделе российской деловой авиации дали ложную надежду на то, что проект нового порядка работы Росавиации (www.bizavnews.ru/236/14329) позволит использовать самолеты, зарегистрированные в других странах, для коммерческих перелетов внутри России, считают Дерек Блум и Сергей Соколов из Marks & Sokolov

По мнению экспертов, предложенный порядок, в существующей на сегодня редакции, представляет собой незавершенный и нерабочий документ. В нем ничего не говорится о требовании Таможенного кодекса Таможенного союза о том, что на коммерческих рейсах внутри России могут использоваться только суда, прошедшие процедуру таможенной очистки внутри Таможенного союза. http://regulation.gov.ru/project/20151.html?point=view_project&stage=1&stage_id=6998

Таможенный кодекс Таможенного союза не делает различий между коммерческими и некоммерческими авиаперевозками. Кодекс запрещает брать на борт пассажиров на территории России и совершать перевозку в пределах территории Таможенного союза, включая Россию, если самолет был помещен под таможенный режим «временного ввоза». Пункт 2 статьи 344 ТК ТС запрещает использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза.

Неправомерное использование временно ввезенных самолетов для перевозки пассажиров по территории Таможенного союза является составом административного правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 16.24 КоАП РФ. Нарушение п. 1 ст. 16.24 КоАП РФ влечет наложение штрафа на нарушителя. В соответствии со ст. 2.6 КоАП РФ иностранные юридические лица, совершившие административное правонарушение на территории России, подлежат привлечению к административной ответственности. Самолет может быть арестован на территории России до окончания расследования и уплаты всех штрафов.

Федеральная Таможенная Служба РФ вправе приостанавливать коммерческие перелеты внутри России, если они производятся на самолете, не прошедшем процедуру таможенной очистки для использования на коммерческих рейсах внутри Таможенного союза, в который на данный момент входят Россия, Казахстан и Беларусь. Наша юридическая фирма недавно участвовала в разрешении ситуации, когда Федеральная Таможенная Служба приостановила полеты незарегистрированного и нерастаможенного в России самолета иностранного авиаперевозчика. После административного разбирательства на перевозчика был наложен штраф, поскольку Федеральная Таможенная Служба пришла к выводу, что самолет выполнял запрещенный коммерческий перелет, нарушая, таким образом, положения Таможенного кодекса Таможенного союза.

Читайте также  Sirius Aero начала эксплуатацию четвертого Hawker 750

Наличие разрешения на полет не имеет никакого отношения к тому, разрешен ли такой полет Таможенным кодексом. В предложенной версии нового порядка выдачи разрешений, обсуждаемой на этой неделе, нет ничего, что изменило бы юридическое положение дел с точки зрения Федеральной Таможенной Службы.

Для того, чтобы предложенный порядок выдачи разрешений Росавиацией мог работать и соответствовал положениям Таможенного кодекса, изменения следует внести также в Таможенный кодекс Таможенного союза, таким образом, чтобы разрешить использование на коммерческих рейсах внутри России временно ввезенные самолеты, зарегистрированные за её пределами, при условии получения авиаперевозчиками разрешений на полеты в Росавиации.

Другой способ — это отмена НДС на ввозимые в Россию для коммерческого использования воздушные суда, сопоставимая с положениями об отмене НДС, принятыми в ЕС. Это позволит ввозить в Россию зарегистрированные в других странах самолеты для выполнения внутренних коммерческих рейсов. В 2006 году ЕС приняла положение об отмене ввозного НДС. Так называемая «Директива об НДС», принятая Европейским Союзом как Директива Совета ЕС № 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года, устанавливает, что законодательство каждой страны-члена ЕС должно содержать положение об отмене ввозного НДС на воздушные суда, используемые для международных перевозок.

Ни один западный авиаперевозчик не смог бы с уверенностью полагаться на разрешение Росавиации на совершение внутреннего коммерческого перелета по России на самолете, не прошедшем процедуру таможенной очистки в России, выданное в соответствии с предлагаемым порядком.