Серый каботаж уходит в историю?

Минтранс готов разрешить иностранным авиакомпаниям летать внутри России, правда пока речь идет только о чартерных рейсах, сообщил на днях «РБК». При этом авиавласти готовы допустить иностранцев только на те линии, на которые не претендуют российские авиаперевозчики. Зато в случае с бизнес-перевозками допуск зарубежных авиакомпаний будет носить уведомительный характер. О том, что Минтранс может разрешить иностранным перевозчикам чартерные перелеты внутри страны или каботаж, говорится в проекте соответствующего постановления Правительства, подготовленного министерством.

В проекте также прописан механизм допуска иностранцев: Росавиация, получив запрос иностранной авиакомпании, обязана разместить информацию об этом у себя на сайте. А российские перевозчики в течение 15 дней могут подать встречное предложение на выполнение аналогичной перевозки: иностранный конкурент будет допущен только в случае отсутствия оферт со стороны россиян. В Росавиации пока не стали комментировать законодательную инициативу, переадресовав вопросы в Минтранс. В ведомстве также молчат. Однако таких разрешений не потребуется, если рейс выполняется в «личных целях или деловой поездки» самолетом вместимостью менее 19 кресел или в гуманитарных или медицинских целях. В этом случае фактически действует уведомительный порядок.

BizavNews поинтересовался мнением крупнейших игроков на отечественном рынке бизнес-авиации о столь неожиданной инициативе Минтранса.

По мнению главы московского офиса Air Charter Service Азата Мулгимова, легализация каботажных рейсов – это большой положительный шаг для российской бизнес-авиации. «Очевидно, что такая потребность давно назрела. Большинство клиентов при заказе чартера предпочитают «иномарки» российской технике, парк которых у отечественных операторов не большой. Отвечая активному спросу российского рынка, иностранные операторы вынуждены выходить из положения доступными им способами, к сожалению, не всегда легальными. Самое разумное в этом случае – не бороться с рынком, а создать благоприятные условия для его дальнейшего развития, что, собственно, и отражено в описанной инициативе. В результате должны выиграть все. Клиенты бизнес-авиации почувствуют положительные изменения быстрее всех, так как это спровоцирует заметное расширение парка доступных бортов. И теперь те самолеты, которые они могли заказывать в основном для международных рейсов, станут доступны для внутренних перелетов», — считает г-н Мулгимов.

С ним согласен и Председатель совета директоров ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» Антон Генералов. «Можно смело сказать, что отечественный чартерный рынок развивается и эволюционирует. Этот шаг давно назревал, хотя все, кто хотели, летали и так, теперь же они выйдут из тени. Конкуренции нам, отечественным операторам, теперь прибавится. Будем наблюдать, как эти инициативы будут реализовываться», — комментирует г-н Генералов.

«Подобное разрешение приведет к укреплению позиции иностранных авиаперевозчиков, то есть и без того сильных компаний», — говорит управляющий директор компании Jet24 Павел Захаров. «Для российских же компаний это чревато усилением конкуренции. Это ограничение помогало отечественным авиаперевозчикам в борьбе за клиентов. В целом, для тех, у кого нет российского сертификата эксплуатанта, снятие ограничения – это хорошая новость. А вот у его обладателей может возникнуть ряд проблем», — отмечает г-н Захаров.   

Читайте также  Трагедия на посадке

«В российской бизнес-авиации это разрешение добавило бы удобства для клиентов и авиакомпаний, которые осуществляют частные авиаперевозки», — считает управляющий директор «Клуба Бизнес Авиация» Андрей Калинин. «Дело в том, что порядок организации чартерных рейсов по нашей стране связан с большим количеством ограничений и трудностей – это и заявки в ночное время и срочные рейсы. Европейским компаниям будет легче выходить на рынок, но и станет намного меньше поводов покупать и «ставить» технику в России. Будет еще выгоднее оставлять самолет в европейском регистре. В случае принятия такого постановления всем станет проще, удобнее и комфортнее. В принципе, легализуется то, что сейчас уже работает», — рассказывает г-н Калинин.

Конечно, такое решение назрело давно. В любом случае, большинство европейских компаний, которые были заинтересованы в перевозке пассажиров внутри России, так или иначе выходили из положения с помощью своих местных партнеров, теперь же все будут иметь равные условия, рассуждает генеральный директор компании «TopAvia» Денис Мазирка. «Пассажиры деловой авиации тоже выигрывают от этих нововведений, теперь у них будет более широкий выбор, так как иностранные авиакомпании, которые не выполняли перелеты внутри РФ, теперь смогут стать полноценными игроками на этом рынке. Плюс станут возможны демо-полеты производителей и продавцов бизнес-джетов. Однако не думаю, что стоит ждать какого-то бурного роста перелетов на джетах внутри России, скорее, просто мы увидим новые суда на давно знакомых маршрутах».

Президент ГК «АВКОМ» Евгений Бахтин считает, что пока трудно комментировать документы, которые «не видел своими глазами», однако согласен с мнением профессиональных авиационных юристов, что подобные правительственные разрешения на коммерческие полеты иностранных операторов между пунктами России (каботаж) вряд ли соответствуют российскому законодательству независимо от того, идет ли речь о чартерах авиакомпаний или коммерческих полетах иностранных воздушных судов деловой авиации. Вместе с тем, совершенно очевидна назревшая необходимость упрощения получения разрешений или перехода к уведомительной системе для выполнения частных некоммерческих полетов иностранных воздушных судов деловой авиации и АОН, выполняемых в интересах их владельцев.

«Собственно говоря, основа гражданской авиации – Чикагская конвенция и не относит к «каботажу» выполнение частных полетов в интересах владельцев воздушных судов в воздушном пространстве и между пунктами страны иной, чем регистрация воздушного судна, предусматривая отсутствие ограничений для выполнения частных (некоммерческих) полетов в странах-участниках Чикагской конвенции. Поэтому, как и в большинстве цивилизованных стран, следует всего лишь установить жесткий полевой (аэропортовый) контроль за соответствием характера выполнения полета заявленным целям или выданным разрешениям с применением штрафных санкций к нарушителям», — поделился своим мнением с BizavNews г-н Бахтин.

Читайте также  Небо, самолет, Тимченко: как развивается проект миллиардера в бизнес-авиации

Как отмечает эксперт, неограниченный и беспрепятственный допуск иностранных операторов к выполнению коммерческих полетов деловой авиации между пунктами РФ поставит и без того немногочисленных российских бизнес-операторов за грань выживания, поскольку, испытывая дефицит заемных средств, налоговое давление (транспортный и имущественный налоги) и необходимость уплаты импортного НДС, отечественные операторы окажутся в дискриминационно неравном конкурентном положении по отношению к иностранным компаниям, избавленным от таких расходов. «А о проектах российского авиапрома в части создания отечественных самолетов бизнес-авиации, включая бизнес-версию SSJ-100, в этих условиях можно сразу забыть из-за создания указанных неконкурентных условий», — резюмирует глава ГК «АВКОМ».

С ним отчасти согласен Дерек Блум из Marks & Sokolov, который считает, что для начала хотелось бы ознакомиться с полным текстом документа, который в настоящее время не доступен широкой публике. «Мы только что представляли интересы одного иностранного оператора по делу об аресте и наложению штрафов иностранного самолета российской таможенной службой, производящего внутренний рейс, несмотря на имеющееся разрешение Росавиации. Необходимо проделать некоторую работу в дальнейшем, чтобы заполучить реальный проект, который, как сообщается, существует, и проанализировать его происхождение, а также его влияние на применяемые правила и регулирующие органы. Существует возможность и нереализованная потребность в самолете, который может совершать рейсы внутри страны на законных основаниях. Таким образом, я ожидаю, что произойдет некоторый прогресс. Но требование о таможенном оформлении для самолетов по-прежнему существует, и что это первоочередное препятствие, нежели вопрос о начислении НДС для чартерного рейса. Хотя, даже для этого, потребуется много планирования, чтобы компенсировать НДС, полученные с чартеров против оплаченных НДС на импорт. Указанные положения проекта, если он действительно существует, кажутся, на первый взгляд, незаконченными», — отмечает г-н Блум.

Среди зарубежных бизнес-операторов мы увидели ожидаемое оживление. Российский рынок по-прежнему перспективен и с большим «запасом прочности», что на фоне нестабильной Европы становится своего рода палочкой-выручалочкой, рассказывает Ульрих Шаберт из IJM. «Основной принцип нашей компании – тотальная прозрачность, как в ценообразовании, так и в юридических аспектах при выполнении любого рейса. Даже если мы и имеем возможность летать, как говорят у вас «по-серому», компания предпочитает игнорировать такого рода предложения, передавая их нашим партнерам, как из числа российских операторов, так и перевозчикам, имеющим такую возможность. И поэтому инициативы российских регуляторов нашей командой только приветствуются. За последние несколько лет мы создали весьма внушительный пул российских заказчиков, которые теперь будут иметь возможность перелетов внутри вашей страны на наших бизнес-джетах. Осталось дело за малым – дождаться окончательного решения и начать работать на российском рынке с еще большей отдачей».

Читайте также  Epic E1000 готовится к выходу на новые рынки

Оптимистично настроен и Президент AS Panaviatic Алексей Кулаковский: «Начинание неплохое! «Легализация каботажа» – это шаг на встречу к более прозрачному ведению расчетов с наземными службами аэропортов и агентами. Так же это упростит получение подтверждений на наземное обслуживание, что в свою очередь ускорит получение разрешений на влет/вылет в РФ. И нам, как иностранной компании, ориентированной на российский рынок – это важно! Практика получения разрешений на основе отказа от выполнения конкретного перелета местными авиакомпаниями, уже давно существует в Европе, в частности в Германии. Просто необходимо, чтобы срок согласования был минимальный, поскольку в бизнес-авиации счет идет на часы».

Игорь Алехин, соучредитель онлайн системы бронирования Charterscanner, уверен, что спрос на услуги коммерческих перевозок на частных воздушных судах неуклонно растет, и мы наблюдаем, как рынок стремится к глобализации. Пассажиры все более нуждаются в широком выборе бортов и уже не ограничиваются двумя-тремя региональными операторами для запроса на перелет. «Надо также понимать, что нередко рейсы выполняются «по готовности», в ограниченный промежуток времени происходит организация перелета, и процесс согласования коммерческой перевозки в данной ситуации может стать угрозой оперативного выполнения перевозчиком своих обязательств. Трудности регистрации воздушных судов на территории РФ и энергозатратный процесс получения разрешений, которые привели к возникновению серого каботажа, наконец, могут остаться позади. Я убежден, что более лояльная позиция авиационных властей к коммерческим рейсам на территории России «раскроет» рынок бизнес-авиации, сделает регионы более доступными и будет выгодна для всех сторон. Введение данного закона – давно назревший шаг по регулированию отрасли, необходимый для дальнейшего развития рынка бизнес-авиации в цивилизованном русле, — отметил г-н Алехин.

В любом случае, порция позитива, которую получил рынок, как никогда необходима в настоящее время. Жаль, что сейчас нет более подробной информации о сроках «принятия решения», да и сам документ был бы любопытен общественности. Будем надеяться, что появившаяся информация все же соответствует действительности, и вскоре мы сможем стать свидетелями довольно значимых перемен на рынке отечественной деловой авиации.