Весной прошлого года Леонардо Гальвес получил от JetSmarter предложение, которое казалось слишком хорошим, чтобы от него отказаться.
Этот стартап в области организации перевозок на частных самолетах предлагал Гальвесу эксклюзивное «VIP-членство», которое включало в себя неограниченное количество бесплатных перелетов на частных джетах и к тому же возможность взять с собой гостя. Членство в JetSmarter обычно стоит 50 000 долларов в год, но в компании заявили, что если он поторопится, он сможет получить 3 года членства за 97 500 долларов. Гальвес согласился на продленное членство.
Несколько недель спустя Гальвеса ждала ошеломляющая новость, когда он попытался забронировать рейс через JetSmarter. Вместо обещанного бесплатного полета мужчине сказали, что он должен будет оплатить 75 % стоимости своих перелетов. По словам Гальвеса, право приглашать с собой гостя и другие льготы также исчезли.
«В этот момент у меня оборвалось сердце. Мое членство больше ничего не значило. Я еще никогда не терял деньги так просто», – признался мужчина.
Гальвес подал иск против JetSmarter и ее торгового представителя о возврате средств и возмещении ущерба. Представитель JetSmarter отказался комментировать какие-либо конкретные судебные иски, но сообщил в своем заявлении, что «внесение изменений в услуги и привилегии для подписчиков было предусмотрено членским соглашением», из которого следует, что компания имеет право «изменять, приостанавливать или прекращать» предоставление услуг или льгот в любом время. Представитель компания также отметил, что члены программы все еще имеют доступ к определенным привилегиям.
Как потом выяснили журналисты CNBC, такой же неприятный опыт, как и Гальвес, пережили многие другие клиенты JetSmarter. Спустя более пяти лет после стремительного выхода на рынок с мобильным приложением, JetSmarter, обещавшая стать «Uber для частных самолетов», теперь имеет огромный список разгневанных бывших клиентов и, по меньшей мере, 13 судебных исков. К тому же, у компании появились еще и проблемы, связанные с безопасностью. В то время как некоторые клиенты удовлетворены услугами сервиса, многие другие теперь называют его деятельность мошенничеством, высокотехнологичной игрой в наперстки и незаконной наживой согласно искам, поданным против компании.
Журналисты CNBC опросили десятки подписчиков JetSmarter, более 20 бывших сотрудников и широкий круг топ-менеджеров отрасли, поставщиков и партнеров компании. Они также получили доступ к внутренним документам, сообщениям, спискам подписчиков, презентациям для инвесторов, видео и фотографиям от пассажиров и членов экипажей JetSmarter.
То, что выглядело как быстроразвивающийся стартап, который обещал произвести революцию в авиационных путешествиях, фактически оказалось компанией, теряющей миллионы долларов в месяц и не выполняющей обещания перед клиентами и инвесторами. Благодаря таким знаменитым клиентам, как Ким Кардашьян и DJ Khaled, а также амбициозному молодому генеральному директору, JetSmarter стала первым «летающим стартапом-единорогом», который оценили в более чем 1 миллиард долларов. Сейчас компания стоит менее одной пятой этой суммы, исходя из последнего раунда инвестиций.
Прячась за элитным имиджем, JetSmarter использовала правовые угрозы и судебные процессы, чтобы заставить замолчать своих критиков, клиентов и СМИ. JetSmarter отправила журналистам в CNBC письмо с требованием прекратить общаться с ее текущими и бывшими сотрудниками, мотивируя это тем, что они подписывали соглашение о неразглашении.
В своем заявлении JetSmarter подчеркнула, что «категорически отвергает любые обвинения в мошенничестве или незаконной наживе». В компании заявили, что, как и любой стартап, она переживает переходный период в бизнесе и строит «более позитивные прогнозы относительно благополучия нашего бизнеса, чем когда бы то ни было». JetSmart признала, что «ряд подписчиков недовольны некоторыми изменениями», но добавил, что «подавляющее большинство наших основных клиентов понимают необходимость этих решений для обеспечения долгосрочной жизнеспособности JetSmarter».
Однако после того как компания отказалась от своего первоначального бизнес-плана, ее путь к прибыльности остается неопределенным. Она столкнулась с издержками из-за судебных исков и компенсаций (размер которых пока не известен), а также с проблемами из-за коллективного иска, который был подан в арбитраж во Флориде.
JetSmarter также столкнулся с вопросами от двух федеральных агентств – Федерального управления гражданской авиации и ФБР. Природа и масштабы запросов неясны, но один человек, опрошенный ФБР по поводу JetSmarter, рассказал, что ФБР интересовалось финансовыми и деловыми методами компании. В стартапе заявили, что сама компания не является объектом расследования ФБР.
Невзирая на то, какое будущее может ждать компанию, JetSmarter отказался от неоднозначной бизнес-модели, которая принесла ей известность и привлекла тысячи клиентов – благодаря членству на условиях «летай сколько хочешь».
«Проще некуда»
В сентябре 2016 года тогдашний губернатор Флориды Рик Скотт принял приглашение генерального директора JetSmarter Сергея Петроссова посетить церемонию открытия нового главного офиса компании в центре города Форт-Лодердейла стоимостью несколько миллионов долларов и лично перерезал ленточку.
«Мы меняем технологию перелетов», — сказал Петроссов, которому тогда было 28 лет. Мы демократизировали авиацию. Мы действительно меняем не только Форт-Лодердейл, но и весь мир».
Для индустрии, переполненной стартапами и недолговечными конкурентами, JetSmarter стала настоящим прорывом. Основанная московским технологическим предпринимателем Петроссовым, она сумела привлечь на ранней стадии «звездный список инвесторов», среди которых оказались Jay-Z и королевская семья Саудовской Аравии.
Идея была проста и состояла в следующем. Многие частные самолеты летают пустыми или недозагруженными. JetSmarter решил, что может по низким расценкам выкупать эти места и «стыковать» их с пассажирами с помощью мобильного приложения. Членская модель приносит JetSmarter постоянный доход и создаст критическую массу клиентов — например, Netflix, — что позволит компании в один прекрасный момент выйти на IPO.
JetSmarter не владеет своими самолетами, компания арендует их или бронирует места у других компаний. Изначально JetSmarter покупал дешевые места на «пустых перегонах» – незаполненных рейсах из-за перемещения самолетов после других перелетов. Но по мере роста числа подписчиков JetSmarter начала предлагать свой собственный «шаттл-сервис»: компания фрахтовала самолет на популярном маршруте и заполняла его членами программ JetSmarter. Клиенты также могли создать свои собственные чартерные рейсы, а JetSmarter продавала оставшиеся места другим клиентам.
Шаттлы имели огромный успех, и число подписчиков выросло примерно до 10000. Компания открыла офисы в Лондоне, Дубае, Цюрихе, Москве и Саудовской Аравии. Клиенты компании были просто в восторге от сервиса, который предлагал им частный самолет на условиях «летай сколько хочешь» всего лишь за 7 000 — 9 000 долларов в год. В первые годы своего существования в клиентский пакет JetSmarter входила также бесплатная доставка в аэропорт на вертолете, а также питание на борту.
Салли Хорчоу (Sally Horchow), театральный продюсер с Бродвея, часто путешествующая между своим домом в Лос-Анджелесе и Нью-Йорком, в начале 2015 года заплатила 9 000 долларов за годовое членство. Она рассказала о том, что совершила 13 перелетов через всю страну на «Гольфстрим-IV». Стоимость перелетов на JetSmarter была мизерной по сравнению с тем, во сколько бы ей обошлись услуги других компаний, занимающихся частными авиаперевозками, и даже дешевле перелетов первым классом на коммерческих перевозчиках. И, кроме того, у JetSmarter было еще одно очень важное преимущество – полное отсутствие стресса при прохождении проверок безопасности в аэропорту.
«Это было проще некуда, – говорит Хорчоу. Цены, по которым компания предлагала самолеты в начале своей деятельности, были в какой-то мере даже нелепыми». Хорчоу попыталась при помощи математических подсчетов выяснить, как же все-таки JetSmarter удается зарабатывать деньги на подписчиках, но, судя по полученным цифрам, на прибыль у компании не было ни малейшего шанса.
«Если говорить о расходах, то уже одни только затраты на топливо для перевозки одного человека через страну должны быть в 12 раз больше», – сказала она.
Однако экономия для клиентов обернулась огромными убытками для JetSmarter. Стоимость эксплуатации G4 обычно составляет более 6000 долларов в час, поэтому перелет в одну сторону из Нью-Йорка в Лос-Анджелес будет стоить более 30 000 долларов. Даже если эти расходы распределить между 8-10 пассажирами (как заявляли клиенты, иногда они летели на самолетах JetSmarter в одиночку), годовой подписки Хорчоу хватило бы максимум для покрытия расходов на организацию двух рейсов в оба конца.
Питер Маэстралес (Peter Maestrales), генеральный директор Airstream Jets, чартерной компании в Бока-Ратон, штате Флорида, посвятил в своем блоге несколько статей анализу экономических показателей JetSmarter в 2017 году. В одной из них, под названием «JetSmarter – финансовая пирамида?» он подсчитал, что JetSmarter терял до 22 000 долларов на каждом индивидуальном чартерном рейсе между Нью-Йорком и Калифорнией.
"Для поддержания работоспособности схемы, компания должна была наращивать пул своих активных клиентов", – написал Мэстралес в своей статье, которую он был вынужден потом удалить. При этом, по мере роста количества подписчиков JetSmarter, инвестиционный капитал компании расходовался все более высоким темпами».
Другие компании в сфере частных авиаперевозок пробовали применить на практике аналогичную бизнес-модель, но потерпели фиаско. BlackJet, DayJet и Beacon закрылись, в основном, из-за того, что взносы подписчиков никогда не покрывали издержки на организацию перелетов.
«Это все равно, что брать деньги, бросать их в печь и сжигать так быстро, как только можно, – заявил Дин Ротчин (Dean Rotchin), основатель и бывший генеральный директор BlackJet, которая разорилась в 2016 году. Расходы на эксплуатацию этих самолетов очень высокие».
По заявлениям бывших сотрудников JetSmarter, компания в 2016 и 2017 годах JetSmarter теряла каждый месяц до 5 миллионов долларов. Компания инвестировала также большие средства в маркетинг и организацию различных мероприятий. Целая «армия» знаменитостей – от Кардашьян и супермодели Эмили Ратайковски до легенды бейсбола Дэвида Ортиса и знаменитого шеф-повара Роберта Ирвина, выступали в качестве «послов бренда», чтобы продвигать ее услуги. Для привлечения новых богатых подписчиков, компания устраивала вечеринки в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Майами, где шампанское лилось рекой. JetSmarter также спонсировал стенды и VIP-ложи на яхт-шоу, художественных выставках и других мероприятиях, посещаемых состоятельными людьми.
Петроссов никогда не раскрывал и не говорил об убытках компании в своих многочисленных интервью в прессе и в статьях о JetSmarter. В частном порядке он говорил инвесторам и сотрудникам, что JetSmarter похожа на Amazon или Uber, которые годами работали в убыток, но наращивали масштабы своей деятельности. Он также утверждал, что JetSmarter создает «сообщество» состоятельных потребителей, которое в конечном итоге сможет выйти на прибыль посредством спонсорства, партнерства и других методов продаж.
Но, в то время как JetSmarter работала в убыток, семья Петроссова продолжала получать прибыль. Согласно судебным документам и показаниям бывших сотрудников, его жена, Лолита, была главным операционным директором компании и занималась его ежедневными делами. Брат Петроссова также работал в компании. Петроссовы живут в доме стоимостью 2 миллиона долларов в охраняемом коттеджном поселке в Бока-Ратон.
Для покрытия своих убытков JetSmarter привлекала деньги на трех раундах инвестиций. Как сообщалось, третий раунд в 2016 году принес компании 105 миллионов долларов, в результате чего компания была оценена в 1,5 миллиарда долларов. Однако годом позже JetSmarter снова потребовались еще больше денежных средств. Бывшие сотрудники заявили, что задержка по выплате зарплаты составляла до четырех-пяти недель, когда JetSmarter не могла исполнить свои обязательства по выплатам. Менеджер по чартерным перевозкам Грейс Лейми (Grace Lamey) подала на компанию в суд, утверждая, что ей и другим сотрудникам не платили за сверхурочную работу (Лейми и JetSmarter подписали в результате мировое соглашение, и ни одна из сторон не стала комментировать результаты судебного процесса). JetSmarter заявил: «Все наши сотрудники всегда получали заработную плату».
В начале 2017 года г-н Геннадий Барский, президент JetSmarter, был арестован и осужден по пяти статьям за мошенничество в особо крупных размерах, которое не было никоим образом связано в JetSmarter. Барский заявил о своей невиновности по всем пунктам обвинения и уволился из компании. Расследование дела продолжается.
Однако, как заявили бывшие сотрудники, Барский выступал в роли главного связующего звена между инвесторами и компании, поэтому его уход сильно осложнил привлечение новых средств.
JetSmarter составил презентацию для инвесторов, содержащую оптимистические прогнозы в отношении новых инвестиций. Согласно прогнозам, выручка с текущих 124 млн. долл. США в 2016 г. должна вырости до более чем 2 млрд. долл. США в 2019 г. Как следовало из презентации, количество подписчиков также стремительно увеличится — с 5839 клиентов в 2016 г. до более чем 100 000 в 2020 г. По информации источников, близких к компании, в настоящее время у JetSmarter около 8 000 подписчиков. Компания отказалась комментировать любые финансовые показатели или текущее число подписчиков.
В конечном итоге, JetSmarter нашел инвестора в г. Санта-Моника в лице базирующей в Калифорнии компании Clearlake Capital. Clearlake Capital вложила денежные средства совместно с компанией Leucadia National, которая в настоящее время именуется как Jefferies Financial Group. Комментариев о размере инвестиций ни от Clearlake, ни от JetSmarter получить не удалось. Однако на основании сообщений от источников, знакомых со сделкой, выяснилось, что Clearlake и Leucadia инвестировали около 75 млн. долл. США за право получения в собственность приблизительно одной трети компании. Clearlake также получила приоритет в случае банкротства или ликвидации, а также других событий.
Jefferies отказалась от комментариев.
Неясно, сколько в итоге инвестировала Clearlake с начала раунда инвестиций, приступившая к активному управлению компанией. Однако после инвестиций Clearlake капитализация JetSmarter составила не более 250 млн. долл. США, а значит падение оценки более чем на 80%.
После получения инвестиций от Clearlake торговые представители JetSmarter стали еще более активно привлекать новых подписчиков и денежные средства, о чем рассказали бывшие сотрудники. Эндрю Пресслер (Andrew Pressler), бывший уволенный торговый представитель компании JetSmarter, заявил, что торговым представителям в компании приходилось заниматься так называемым «разводом клиентов на деньги»: для этого они заключали специальные сделки, многолетние соглашения или использовали различные меры поощрения, чтобы привлекать новых подписчиков и денежные средства.
«Мы должны были показать инвесторам, что мы зарабатываем деньги», — сказал Пресслер.
Давление усилилось в начале и середине 2018 года, когда торговые представители стали требовать от подписчиков все больших сумм. Торговые представители сообщали подписчикам, что они выигрывали специальную VIP-подписку, в рамках которой им становилась доступной покупка многолетнего членства по выгодной, более низкой цене.
Джоанн Бачевиц (Joann Bachewicz), подписчик JetSmarter в Лансинге, штате Иллинойс, предложили приобрести VIP-членство за 87 092 долл. США, по сниженной цене, с учетом ранее предоставленной скидки от цены 97 500 долл. США. JetSmarter сообщил ей, что статус подписчика даст ей право, в частности, на бесплатные авиаперелеты продолжительностью менее 3,5 часов, предоставит скидку на более длительные перелеты и возможность взять с собой до трех гостей, о чем она и заявила в своем судебном иске.
Однако в июне прошлого года, после продажи многочисленных новых VIP-пакетов, компания JetSmarter внезапно изменила свои условия. Подписчики столкнулись с тем, что возможность бронирования бесплатных авиабилетов оказалось для них недоступной. После уплаты пятизначных сумм за подписку, клиенты JetSmarter неожиданно для себя узнали о том, что теперь им придется доплачивать за перелеты.
Подписчики программ JetSmarter в последние годы уже столкнулись с сокращением своих льгот. Начиная с 2016 года, JetSmarter перестала предоставлять своим клиентам услуги по бесплатной доставке в аэропорт на вертолете и организации бесплатного питания на борту. Затем компания начала начислять участникам дополнительные суммы за более длительные рейсы и добавила другие сборы. Компания разработала несколько уровней подписки – «Простая подписка», «Подписка смарт» и «VIP».
«Я говорил им, что, в общем и целом, это мошенническая практика», — заявил Дэвид Микиулла (David Micciulla), бывший топ-менеджер одного из американских СМИ, который воспользовался услугами JetSmarter в 2011 году и заплатил за подписку 9 000 долл. США. «По факту они продали мне не то, что я заказывал».
Когда же клиенты стали жаловаться и просить вернуть их деньги, JetSmarter стала ссылаться на заключенные клиентами договоры о подписке, которые были наполнены довольно витиеватыми юридическими формулировками и из которых следовало, что компания имела право "в любое время изменять, приостанавливать или прекращать предоставление любых услуг или льгот".
В своем судебном иске Бачевич отметила следующее: когда она попросила JetSmarter объяснить причину изменений, представитель компании ответил ей, что «от него ничего не зависит, поскольку изменения были внесены инвесторами», и что «он полностью понимает разочарование (Бачевич). К сожалению, правила игры изменились (увы!), и ему очень жаль, что лично он ничего не может изменить».
Как и многие другие подписчики, Гальвес больше не пользуется услугами JetSmarter, поскольку дополнительные сборы на перелеты делают участие в программе невыгодным. А учитывая то, что он успел взять в долг деньги у друга, он пока еще все погашает кредит.
«Это стало серьезным испытанием для меня, – сказал он. Мне все равно, кто вы. Но 97 000 долл. США – это огромная сумма денег».
Некоторые клиенты – особенно известные и авторитетные личности – заявили о том, что они компания частично компенсировала им понесенные расходы. Другие же клиенты сообщили, что они довольны услугами JetSmarter и недавно внесенными изменениями. Стэйси Файнберг (Stacey Feinberg), владелец венчурной компании в Лос-Анджелесе, заявила, что начала пользоваться услугами JetSmarter в 2017 году, и после своего первого перелета я сказала себе: «Боже мой! Это же лучшее, что я видела, после доставки пиццы!».
Г-жа Файнберг добавила, что приветствовала недавние изменения в правилах подписки и ценах на услуги, потому что «я хотела, чтобы они подняли цены и остались на рынке».
«Вы получили великолепную возможность. Радуйтесь тому, что это длилось так долго. На самом деле это не средство транспорта. Это стиль жизни», — рассказала она.
Однако даже некоторые знаменитые клиенты JetSmarter почувствовали разочарование. Один из них — Ник Картер (Nick Carter), солист Backstreet Boys, сказал, что стал подписчиком, заплатив около 15 000 долл. США. Он воспользовался только одним чартерным рейсом на JetSmarter и сказал, что обслуживание и общее впечатление от сервиса были насколько «ужасными», что он решил больше никогда не пользоваться услугами этой авиакомпании. Он нанял адвоката, чтобы попытаться вернуть свои деньги, но JetSmart отказалась вернуть их.
«Я почувствовал, что меня использовали», — сказал Картер.
Поскольку соглашение о подписке JetSmarter содержало оговорку о решении спорных вопросов в арбитражном порядке, многие подписчики присоединились к арбитражному процессу по коллективному иску, поданному во Флориде. При этом не менее десяти других клиентов предъявили к компании иски о защите прав потребителей, а суммы к возмещению убытков выражались семизначными цифрами.
В своем судебном иске юрист Дерек Милосавлевич (Derek Miloslavljevic) из Лос-Анджелеса потребовал возмещения убытков в размере не менее 2 млн. долл. США. В исковом заявлении юрист указал на то, что компания «не выполняет своих обещаний, регулярно уменьшает объем услуг и прекращает оказание услуг, которые она фактически должна оказывать, а также требует уплаты все новых, более крупных сумм за услуги, которые, согласно ее обещаниям, уже были включены в стоимость годовой подписки".
Наркотики и крупные суммы наличности
Некоторые клиенты JetSmarter и члены экипажа выражали также свое беспокойство в отношении проверок безопасности и некоторых пассажиров на борту самолетов.
Как следует из судебных документов, на рейсе из Лас-Вегаса в Нью-Йорк в сентябре прошлого года 23-летний ди-джей Морис Паола (Maurice Paola) начал громко кричать и угрожать убить других пассажиров.
Пилот совершил вынужденную посадку в Норт-Платте (штат Небраска), а местные органы власти вывели Паолу из самолета и арестовали его.
Журналисты с CNBC не смогли выяснить местонахождение Паолы и поэтому не получили никаких комментариев.
Представитель JetSmarter высказался по этому поводу следующим образом: «Если нам становится известно о наличии пассажира, который может создать угрозу безопасности для перелета, мы убираем такого пассажира с наших рейсов. Каждый оператор следует стандартным протоколам и процедурам, в которых четко прописаны те случаи, в которых поведение пассажира уже представляет риск для безопасности других пассажиров на рейсе. В данном случае протокол был соблюден, и как только г-н Паола продемонстрировал признаки неадекватного поведения, пилот принял решение посадить самолет».
По словам компании, «стандарты безопасности, действующие в JetSmarter, являются одними из наиболее жестких в частной авиации, поскольку справки о большинстве клиентов наводятся еще до рейса».
Однако один член экипажа и пассажир, зарегистрировавшийся на рейс, заявили, что никакой проверки безопасности или досмотра пассажиров перед взлетом не было.
Члены экипажа и пассажиры заявили, что часто они были свидетелями того, как другие пассажиры использовали JetSmarter для перевозки наркотиков или крупных денежных сумм. На некоторых рейсах JetSmarter использовала обученных собак для досмотра багажа. Но на многих рейсах, по словам подписчиков, никакого контроля не было.
«Услугами компании, безусловно, пользовались наркоторговцы разного сорта, перевозившие крупные суммы наличности – знаете, в таких модных дизайнерских сумочках», – сказал Хорчоу. «В сумочке от Гойяра было примерно 100 000 долл. США».
Другой подписчик заявил, что он увидел, как служебная собака залаяла на большой чемодан, загружаемый в самолет. Когда он спросил владельца чемодана о досмотре, пассажир ответил: «Собаки научены вынюхивать деньги, а у меня их как раз очень много в чемодане».
Отсутствуют четкие федеральные законы, ограничивающие размер наличных средств, которые разрешены к провозу на частном самолете при перелетах внутри страны. Некоторые частные авиакомпании вводят собственные ограничения: например, пассажир может пронести на борт наличность в размере, не превышающем 10 000 долл. США. Пассажиры международных рейсов обязаны по закону декларировать суммы, превышающие 10 000 долл. США. В соглашении о подписке с JetSmarter есть пункт, в котором говорится о том, что перевозка более 50 000 долл. США наличными запрещена.
Один член экипажа, работающий в частной авиакомпании, рассказал о том, что, начиная с лета прошлого года, из-за проблем с наркотрафиком он отказался летать рейсами JetSmarter.
«Представьте себе: парень садится в самолет в Нью-Йорке и летит в Майами, а затем возвращается через два часа, — говорит член экипажа. Он делает это три раза в неделю, и вы уже начинаете интересоваться им. JetSmarter становится похожей на коммерческую авиакомпанию, продавая места. Но они не обеспечивают такого же уровня безопасности. Это огромная лазейка для преступников».
JetSmarter заявила в одном из своих сообщений, что «при организации совместных полетов специалисты по безопасности еще до посадки на рейс проводят досмотр ручной клади и багажа пассажиров на предмет наличия наркотиков, взрывчатых веществ, крупных денежных сумм и оружия». Представитель компании добавил, что недавно внесенные изменения, включая уменьшение льгот для подписчиков, помогают всем ее клиентам, «повышая качество авиашеринга».
Ведение правовой войны
Юристы JetSmarter также вели агрессивную кампанию против критиков и бывших сотрудников. В соглашении о подписке компании ранее содержался пункт, который запрещал подписчикам оставлять «негативные отзывы» о работе компании или ее топ-менеджерах «в устной и письменной форме», требование, которое, по мнению других авиакомпаний, было очень необычным для отрасли.
После размещения своего финансового анализа компании в 2017 году, Местралес получил от JetSmarter письмо, в котором его отзывы были названы «ложными и носящими характер клеветы». JetSmarter потребовала от него удалить свой отзыв.
Когда он отказался сделать это, компания JetSmarter стала преследовать его в судебном порядке за клевету, утверждая, что Местралес являлся конкурентом и опубликовал свой отзыв для нанесения вреда бизнесу JetSmarter. После того, как он не явился в суд, судебное решение было принято в отсутствии ответчика в пользу JetSmarter. Суд постановил, что Местралес должен удалить размещенный отзыв. Когда Местралес отказался сделать это, JetSmarter потребовала от суда заключить его на 1 день под стражу в СИЗО «до тех пор, пока он не исполнит судебное постановление». Впоследствии он удалил размещенные им материалы.
В своем заявлении по делу представитель JetSmarter заявил, что «несмотря на то, что мы всегда приветствуем отзывы клиентов, мы нетерпимы к клеветническим и порочащим заявлениям».
JetSmarter также преследовала в судебном порядке и очевидно пыталась угрожать своим бывшим сотрудникам. Проработав в JetSmarter шесть месяцев, Пресслер (Pressler) был уволен. По его словам, JetSmarter так и не направила ему уведомления об увольнении и не сообщила о причине увольнения. Однако Пресслер говорит, что, вероятно, увольнение было связано с тем, что один из клиентов JetSmarter предложил ему работу, а телефонный разговор с клиентом был записан.
Пресслер написал отчет об увольнении и о своей работе в JetSmarter на LinkedIn. Он написал, что «он очень любит услуги, оказываемые компанией, и их присутствие в мире технологий», и что «он хотел всего лишь, чтобы JetSmarter имела преимущество на рынке». Однако, по его словам, внезапное увольнение после переезда во Флориду специально ради JetSmarter было «бездушным поступком», и «как правило, тех, кто кинул тебя, в будущем тоже ждет такая же судьба».
На следующий день главный юрисконсульт JetSmarter направил Пресслеру письмо с требованием немедленно удалить размещенный материал, который, по словам юрисконсульта, был «ложным и клеветническим», а также нарушал условия трудового договора Пресслера, согласно которому Пресслер не имел права выставлять в невыгодном свете компанию и любого из ее топ-менеджеров. В письме говорилось о том, что Пресслер был уволен за «низкую эффективность работы», и что он «сообщал неверную информацию клиентам о продуктах и услугах JetSmarter». Пресслер отверг все претензии, но быстро удалил размещенный в LinkedIn материал.
«Это очень странно, — заявил Пресслер. Я проработал в компании менее шести месяцев… Почему они увидели такую угрозу в моих действиях? Понятия не имею».
Представитель JetSmarter заявил, что компания не дает комментариев по работе конкретных сотрудников.
В сентябре прошлого года главный юрисконсульт JetSmarter Анастасия Сникаренко направила письмо в CNBC с требованием «немедленно прекратить» звонить бывшим и текущим сотрудникам компании. По ее словам, на нынешних и бывших сотрудников распространяются обязательства по соблюдению конфиденциальности и неразглашении информации, и CNBC при этом «коварно вмешивается в договорные отношения JetSmarter с сотрудниками».
После того как CNBC направила в JetSmarter запрос о проведении интервью с Петроссовым, компании выслала в их адрес перечень условий, на которых возможно проведение интервью, включая, помимо прочего, требование о запрете цитирования бывших и нынешних сотрудников. CNBC отказалась от условий, а Петроссов отказался от прохождения интервью.
В настоящее время JetSmarter делает ставку на новую коммерческую модель – деятельность в качестве краудсорсингового посредника между пассажирами и частными самолетами. Клиенты JetSmarter могут зафрахтовать самолет, купив минимальное количество мест (обычно три или четыре), а JetSmarter продает оставшиеся места другим клиентам. Сместив акцент с подписчиков, теперь компания расхваливает свой растущий «общий пул клиентов», который теперь включает не только подписчиков, но и других клиентов. JetSmarter все еще не получает прибыль, однако теперь зарабатывает деньги на некоторых рейсах, по информации инвестора компании.
Меж делом, над будущим JetSmarter нависла еще одна угроза – расследования со стороны федеральных органов исполнительной власти. По сообщениям одного источника, знакомого с Федеральным управлением гражданской авиацией США, после рейса, на котором был Паола, FAA проверяет деятельность JetSmarter с точки зрения соблюдения ею правил организации коммерческих/частных рейсов. В случае выявления нарушений, на JetSmarter могут быть наложены крупные штрафы или, в более серьезных случаях, у нее могут отозвать лицензию на деятельность.
Вопросы к JetSmarter появились и у ФБР, о чем заявляют источники, знакомые с ситуацией. Топ-менеджер одной фирмы, попросивший не называть своего имени, заявил, что этой осенью его допрашивали два агента ФБР, которые интересовались всеми нюансами работы JetSmarter: начиная от коммерческой деятельности JetSmarter и источников происхождения денежных средств и заканчивая возможной перевозкой наркотиков и крупными денежными суммами на рейсах JetSmarter.
Представитель ФБР заявил, что агентство «в большинстве случае не подтверждает и не отрицает существование своих расследований».
Представитель JetSmarter заявил: «Мы связались с ФБР на фоне расследования в отношении Мориса Паолы. Мы в полной мере сотрудничали с ними и со всеми органами власти США. ФБР еще ни разу не проводила расследований в отношении JetSmarter». И добавил, что «JetSmarter еще никогда не получала запроса от ФБР о предоставлении финансовой информации».
Источник: Jets.ru