Регуляторы работают над стандартами сверхзвуковых полетов

Спустя 15 лет после последнего полета «Конкорда», отрасль начинает видеть прогресс, как в рамках FAA, так и в более широком международном спектре, в продвижении идеи возвращения сверхзвукового полета. Но может пройти не менее шести лет, прежде чем произойдут какие-либо существенные регуляторные изменения.

В настоящее время стандарты по шуму фактически запрещают гражданские полеты на скоростях, превышающих скорость звука, над сушей в большинстве частей мира. Но по указанию Конгресса США Федеральная авиационная администрация изучает возможности регулирования, которые могли бы сделать реальным использование сверхзвуковых самолетов и их полетов. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) также начинает аналогичную исследовательскую работу через свой Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации (САЕР).

«В настоящее время компании в США и за рубежом по-новому смотрят на сверхзвуковые авиаперевозки», — сказали в FAA. «Более легкие и эффективные композитные материалы в сочетании с новыми конструкциями двигателей и планеров могут дать потенциал для внедрения жизнеспособного сверхзвукового пассажирского самолета».

Кроме того, Конгресс США выразил заинтересованность в развитии сверхзвуковых технологий. Законодательный орган включил в директиву FAA несколько положений по сверхзвуковому законопроекту, который был принят в прошлом году. Эти меры включили в себя призыв к агентству взять на себя руководящую роль в разработке правил, стандартов и политики, касающихся сверхзвуковых самолетов. В частности, законодатели установили 31 марта 2020 года крайним сроком для публикации уведомления о предлагаемом нормотворчестве, которое проложит путь к гражданскому сверхзвуку.

В прошлом регулирующие органы в основном применяли подход, предусматривающий учет стандартов шума сверхзвуковых самолетов в соответствии с требованиями рынка. Но около пяти лет назад заинтересованные стороны начали встречаться с регуляторами, чтобы обсудить необходимость стандартов для взлетно-посадочных операций, которые соответствовали бы и отражали врожденные особенности сверхзвуковых самолетов. Соответствующие правила важны поскольку физика сверхзвукового полета сильно отличается от физики дозвукового полета, а сверхзвуковые самолеты имеют очень разные профили взлета и посадки. Нынешние правила не отражают эти различия и не будут работать для сверхзвуковых самолетов.

Читайте также  «Вертолеты России» передали Ми-8МТВ-1 для Республики Тыва

Но регулирующие органы по-прежнему обеспокоены возможным восприятием того, что новые стандарты могут представлять собой ослабление экологических норм.

Тем не менее, этот подход в последние годы по ряду причин начал меняться. Все больше игроков проявляют интерес к выходу на сверхзвуковой рынок, подчеркивая потенциал этого сегмента. Конгресс выразил заинтересованность в развитии сверхзвукового рынка и санкционировал деятельность на этот счет. Начались исследования, как в отрасли, так и в правительстве, которые наполняли базу данных для разработки правил, касающихся соответствующих стандартов взлета и посадки. Эти данные также могут быть использованы для того, чтобы потенциально гарантировать регулирующим органам и сообществу в целом, что сверхзвуковой полет может быть выполнен гораздо тише, чем это было в прошлом.

FAA инициировала два мероприятия по нормотворчеству: первое, касающееся сертификации по уровню шума сверхзвукового полета (включая стандарты для взлета и посадки), и второе, предусматривающее специальное разрешение на полет для проведения сверхзвуковых летных испытаний в США. Второе предназначено для проведения сертификационных испытаний.

Отрасль надеется, что рабочие группы САЕР – одна по шуму, а другая – по выбросам – будут готовы проголосовать по стандарту к 2023 году с полным принятием ИКАО к 2025 году.

Тем временем такие компании, как Aerion, Boom и Spike, продолжают продвигаться в своих сверхзвуковых проектах. Aerion ожидает, что он подаст заявку на сертификат типа уже в этом году. Как только заявка будет подана в США, FAA проконсультируется с заявителем на основе сертификации, включая стандарты шума, которым должен соответствовать самолет при прохождении процесса сертификации. Но в компании говорят, что «пока нет сертификационной базы, вы не можете зафиксировать сертификационный дизайн».

Это, однако, произойдет до того, как будут внесены изменения в Part 36, чтобы внести нормы для сверхзвуковых самолетов. Чтобы учесть отсутствие правил, регулирующих сверхзвуковые самолеты, FAA придется пройти специальный процесс выработки правил: предложить для общественного обсуждения и принять «правило особой применимости», которое применяется только к конкретному воздушному судну, проходящему сертификацию типа.