Как протесты в Украине отразились на частных авиаперевозках

Последние три месяца в медиа то и дело появляются сообщения, что в связи с нестабильной ситуацией украинская бизнесовая и политическая элита массово выезжает из страны. Учитывая, что богатые украинцы львиную долю своих перелетов доверяют компаниям, предоставляющим услуги бизнес-авиации, можно было бы предположить: этот рынок сейчас на подъеме. Украинский Forbes пообщался с лидерами отрасли и выяснил, как дела обстоят на самом деле.

«Объемы сильно упали. Я думаю, если я скажу, что падение составило около 50%, это будет даже мягко сказано», – поделился с Forbes основатель компании «Аэростар» Шахреддин Аскеров. Его компания контролирует примерно 39% рынка компаний бизнес-авиации. Но его мнению, причина – нестабильная ситуация в стране. «Для авиации, как и для любого другого бизнеса, верно правило: деньги любят покой», – подытоживает бизнесмен.

Аэропорт "Киев" (Жуляны) — главные VIP-ворота страны

Он рассказал, что, конечно, заказы есть: сегодня борт отправляется в Сочи, отвозит группу поддержки на Олимпиаду, совершаются ранее запланированные перелеты, как по Украине, так и за рубеж – все это стандартные бизнес-перевозки. «Слухи о том, что кто-то бежит из страны – ложь», – констатирует бизнесмен.

Согласен с коллегой и владелец авиакомпании Challenge Aero Сергей Никифоров (его компания контролирует не менее 15% рынка. – Forbes). «Слухи о том, что бизнес или политики массово покидают страну – сильно преувеличены, – отмечает он. – Кто хотел уехать, уже это сделали, а те, кто остался в стране, ожидают, что кризис скоро закончится».

Однако, по словам Сергея, протесты в украинских городах на работе компании Challenge Aero и вовсе никак не отразились: «Я не вижу никаких изменений, мы работаем в штатном режиме».

Читайте также  Сибирь – авиационный рай

Единственная сложность, которую замечает Никифоров, невозможность говорить о новых проектах. «Бизнес-авиация – это не сиюминутный бизнес. Если человек хочет купить самолет, то от момента принятия этого решения до получения самого борта может пройти до трех лет. Конечно, сейчас такие долгосрочные решения принимать трудно», – отмечает Сергей Никифоров. Он сослался также на этическую сторону своей работы, бизнесмен уверен: в период подобной нестабильности предлагать клиентам покупать самолеты – дурной тон.

Немаловажная проблема, с которой столкнулись представители бизнес-авиации сегодня – невозможность выполнить все обязательства перед иностранными инвесторами. Так, Шахреддин Аскеров приводит пример: «В декабре мы должны были получать самолет, уже все было готово, но из-за больших рисков контракт пришлось расторгнуть».

Однако, по словам основателя компании «Аэростар», нынешняя ситуация глобально не повлияет на бизнес. «Эти падения нам глобально погоды не делают. Во-первых, потому что мы очень древняя компания («Аэростар» на рынке авиаперевозок работает уже 20 лет. – Forbes) и пережили много кризисов, например, в 2004 и 2008 годах», – поясняет Аскеров. К тому же, по его словам, деловая авиация не так сильно привязана к конкретной стране, как может показаться на первый взгляд. «Часть бизнеса, которая связана с Киевом, упала, но есть огромный кусок работы вне Украины. Если мы везем пассажиров из Токио в Южную Африку, то кризис в Киеве на этом перелете никак не отражается. Мы работаем в любой точке мира. Всегда где-то есть кризис, а где-то – подъем».

В то же время украинские СМИ сообщают о резком увеличении трафика деловой авиации. Так, к  вечеру 20 февраля 2014 года количество рейсов бизнес-авиации на вылет из Киева увеличилось почти втрое.  Об этом агентству УНИАН сообщил источник на рынке авиаперевозок. 

Читайте также  Hahn Air получает второй Citation CJ4

В частности, в международном аэропорту «Жуляны» на вылет были заявлены почти 70 рейсов при обычной нагрузке в 18-30 рейсов. Вместе с тем, аналогичного всплеска рейсов бизнес-авиации на вылет в другом аэропорту – «Борисполь» не зафиксировали.

Ранее ряд СМИ сообщали о массовом выезде из Украины семей чиновников и народных депутатов, покидающих страну в связи с обострением политического кризиса.