Владимир Лапинский: мы надеемся на поступательный рост

В преддверии Jet Expo 2017 BizavNews продолжает серию интервью с ключевыми игроками рынка деловой авиации России. Наши спикеры в этом году поставлены в равные условия: вопросы, которые мы задаем, практически одинаковые и тем самым мы получаем объективный взгляд на те тренды, которые наблюдаются в сегменте. Опустив «воду», мы постарались по-настоящему «разговорить» наших уважаемых гостей.  Сегодня мы представляем точку зрения одного из самых уважаемых представителей нашего рынка — главы авиакомпании «Меридиан» Владимира Лапинского. Владимир Александрович всегда отличался своей откровенностью и объективностью. Сегодняшний наш диалог не стал исключением.

Владимир Александрович, насколько изменился деловой климат с начала года и как ощущает себя отечественный рынок деловой авиации?

Хотя многие участники рынка считают, что российский рынок после продолжительного периода падения восстановился и перешел к росту, на наш взгляд говорить о какой-то устойчивой тенденции пока рано. Да, по сравнению с прошлогодними показателями российский рынок прибавляет, но месяц на месяц не приходится – периоды роста сменяются «затишьем», а то и небольшим снижением. В целом, конечно же, настроение у участников рынка стало лучше, и мы надеемся, что по итогам года рынок покажет рост.

Хочу сказать, что когда я рассматриваю российскую рыночную ситуацию, я всегда отмечаю, что авиакомпании «Меридиан» удается избегать негативных рыночных тенденций – за все кризисные годы у нас отмечается рост показателей, как объемных, так и финансовых.

2017 год вряд ли можно назвать годом знаковых событий. Почему сократились инвестиции в инфраструктуру и временное ли это явление?

Это следствие негативных рыночных тенденций предыдущих нескольких лет. Вдобавок, инвестиционные процессы носят инерционный характер. Очевидно, что такое положение является временным – все процессы носят циклический характер и за периодом спада обязательно наступит период подъема. Для того, чтобы инвестор стал планировать серьезные вложения, ему необходима хотя бы надежда на то, что рыночная ситуация в будущем будет позитивной. Главный вопрос – «Когда это произойдет?». Мы в компании все же надеемся, что 2017 год станет переломным для российского рынка и впереди нас ждет поступательный рост.  

Читайте также  Вашингтон перейдет на электрическую авиацию

Насколько санкционная политика Запада внесла коррективы в сегмент деловой авиации в России?

Безусловно, санкции сказались на российском сегменте бизнес-авиации. Сказать, что это влияние было очень сильным, пожалуй, будет неправильным. Тем не менее, санкции предметно вводились в отношении влиятельных персон и ведущих предприятий, многие из которых активно пользовались услугами бизнес-авиации. Очевидно, что таким людям и предприятиям пришлось внести необходимые коррективы в логистике своих передвижений и это, как следствие, имело свой негативный эффект для участников рынка в этот непростой период для российской бизнес-авиации.

Продолжается ли рост доли внутрироссийских перелетов и появились ли новые «топовые» пункты назначений?

Да, на наш взгляд тенденция роста доли внутрироссийских перелетов продолжается. Связано это, с одной стороны с восстановлением российской экономики после кризисных лет, ростом деловой активности, с другой стороны – с санкционными ограничениями на международные полеты некоторых российских граждан и предприятий. Что касается появления каких-то новых «топовых» пунктов назначения, то здесь все без перемен, предпочтения остаются прежними – это центры деловой и культурной активности, города-миллионники, «стандартные» места отдыха.

Почему мы все реже и реже говорим об отечественных бизнес-операторах? Наши компании выжидают или это все-таки связано с затяжным кризисом?

Да, есть объективные причины, по которым информационных поводов у российских операторов становится меньше. Это и банальное снижение количества авиакомпаний, причины которого очевидны – с одной стороны это экономические проблемы, с другой – бескомпромиссная борьба авиационных властей за чистоту наших рядов. Это и, как Вы правильно заметили, влияние кризисных явлений. Но все равно, у отечественных операторов, и у нас в том числе, есть успехи, о которых можно рассказывать. Посмотрите, мы в кризисный 2015 год смогли увеличить свой парк воздушных судов, в 2016 году выиграли престижную международную премию Sapphire Pegasus. Business Aviation Award в номинации Business Jet Operator, в 2017 году получили сертификат соответствия стандарту IS-BAO наивысшего, третьего уровня. В этом же году провели встречу с представителями лондонского страхового рынка, получив от них высочайшие оценки нашей СУБП (Системы управления безопасностью полетов). Мне кажется нам есть чем гордиться, а Вам, о чем писать. Это же касается и наших коллег по бизнес-авиации, просто у каждого – свой повод.

Читайте также  Superjet – для деловой авиации

Насколько скорректировался ценник по основным позициям? Летать стало дешевле?

Сложный вопрос. Не потому, что здесь есть какая-то тайна, просто на этот вопрос трудно ответить точно – слишком много отличий в ценообразовании для различных маршрутов, типов ВС и других условий. Давайте я дам качественную оценку. Сразу после кризиса 2014 года, в период резкого падения курса рубля и существенного падения рынка, цены снизились, чтобы скомпенсировать резкое падение спроса на авиаперевозки. Потом цены стабилизировались и постепенно вернулись к первоначальному, если так можно сказать, уровню.

На Ваш взгляд какой из сегментов деловой авиации в нынешних условиях показывает максимальный рост?

Самолеты из сегментов midsize и super midsize, пожалуй, наиболее востребованы. Причина в том, что воздушные суда такой размерности представляют в текущих условиях некий оптимум по критериям «комфорт-стоимость».

Ваша оценка новых IT продуктов (онлайн площадки по бронированию и т.д.), которые буквально «завалили» наш рынок. Вы сторонник традиционной торговли?

Нет, почему же, мы открыты любым современным методам продвижения на рынке. Вы правы, сейчас количество новых IT-площадок действительно существенно выросло, но их эффективность из-за этого не очень высока. Никто пока не может даже приблизиться к безоговорочному лидеру в этой сфере – площадке Avinode. Из положительных моментов хочу отметить то, что эти площадки предлагают различные модели взаимоотношений между операторами, брокерами и клиентами. Зачастую эти модели не предполагают взимания оплаты за свои услуги с участников. Мне кажется, что наш рынок сейчас пытается найти тот путь, который будет определять модель взаимоотношений между игроками в будущем и IT-площадки могут подсказать нам эту дорогу. Западный рынок, как мне кажется, идет по пути условного Uberа – пути жесткой оптимизации, унификации, и некой обезличенности связки пассажир-перевозчик. Российские клиенты, на мой взгляд, еще не готовы к такой модели взаимоотношений, она у нас существенно более персонифицированная, я бы даже сказал личная. Кстати сказать, совсем не обязательно, что западная модель в таком варианте вообще у нас приживется. Поэтому пусть все идет так как идет и победят те IT-продукты, которые окажутся самыми актуальными и удобными. Мы готовы работать с любой жизнеспособной площадкой, лишь бы она обеспечивала оперативный и эффективный контакт между участниками рынка.

Читайте также  «Эйр Самара» не теряет надежды

Последние новости Авиакомпании «Меридиан» и наиболее важные события с начала года?

Весь 2017 год у нас проходит под знаком двух важнейших для нас событий. В этом году мы отмечаем юбилей – нам исполняется 25 лет. Для бизнеса вообще и для авиации в частности это серьезный возраст, особенно если учесть на какие непростые годы пришлось становление нашей компании и самого рынка бизнес-авиации. Второе событие, но не по значимости, мне трудно ранжировать их между собой, –  получение нами сертификата соответствия стандарту IS-BAO третьего, наивысшего уровня. В России мы первые и единственные, кто обладает таким сертификатом. Он для нас является предметом заслуженной гордости, и тем знаком, который говорит и нам и нашим клиентам, что мы находимся на правильном пути в своем развитии.

Ваши ожидания от Jet Expo?

Jet Expo всегда была ориентирована на российский рынок, и мы рассчитываем на интересные контакты как с представителями российского рынка, так и с теми, кому он в принципе интересен. Мы готовы к предметным переговорам по широкому кругу вопросов в сфере бизнес-авиации и нам есть что предложить нашим потенциальным и действующим клиентам и партнерам.

Также в рамках выставки мы планируем отметить в кругу друзей наш 25-летний юбилей. Так что и настроение, и ожидания отличные!