Изменивший рынок дальних перелетов: Boeing 747 празднует 50-летний юбилей

30 сентября 1968 года мир впервые увидел самый большой реактивный пассажирский самолет того времени Boeing 747, когда авиалайнер выкатили из сборочного цеха на заводе в городе Эверетт, расположенном недалеко от Сиэтла в США.

ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout-300×230.jpg 300w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout-768×589.jpg 768w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout-80×60.jpg 80w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout-696×534.jpg 696w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout-548×420.jpg 548w» sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px»>Первый Boeing 747 на церемонии выкатки в Эверетте 30 сентября 1968 года. Фото: Boeing

За полвека на рынке модель, получившая прозвище Jumbo jet (реактивный слоник) из-за своего размера, обзавелась несколькими модификациями, была продана в количестве более чем 1500 экземпляров и навсегда изменила рынок дальнемагистральных коммерческих перелетов.

ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout2-300×166.jpg 300w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout2-768×425.jpg 768w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout2-696×385.jpg 696w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_rollout2-758×420.jpg 758w» sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px»>Стюардессы авиакомпаний, которые заказали Boeing 747, на фоне первого самолета. Фото: Boeing

Создание Boeing 747 стало возможным благодаря стартовому заказу со стороны крупнейшей американской авиакомпании Pan Am. Ей был нужен самолет большой вместимости, чтобы решить проблему перегруженности аэропортов — авиаперевозки росли, но они выполнялись на воздушных судах небольшой вместимости.

Помимо этого, использование большого самолета позволило бы уменьшить себестоимость перевозки в пересчете на кресло — Boeing 747 мог перевозить почти в четыре раза больше пассажиров, чем Boeing 707.

О масштабе программы Boeing 747 говорит число работников, задействованных в ее реализации — около 50 тыс. человек — конструкторы, инженеры, механики, администраторы, секретари и другой персонал.

Новый самолет создавался во время бурного развития технологий. В то время Boeing работал над тремя моделями пассажирских самолетов — Boeing 737, Boeing 747 и сверхзвуковым проектом Boeing 2707 SST.

Руководству программы Boeing 747 приходилось буквально воевать за конструкторов, чтобы их не направили на другие проекты. Поскольку в то время считалось, что будущее за сверхзвуковой авиацией, эра Boeing 747 как пассажирского самолета должна была быть недолгой. Именно поэтому самолет получил такие очертания с узнаваемым горбиком, чтобы в дальнейшем его можно было легко конвертировать для перевозок грузов.

Читайте также  Авиакомпании подтвердили, что их лайнеры соответствуют новым требованиям вьетнамских аэропортов

Модель 747 была настолько большой, что существующие на тот момент производственные мощности Boeing не позволяли собирать самолет в крытом помещении. Для этого компания начала строительство помещения необходимого размера, однако первый Boeing 747 выкатили еще до того момента, пока над заводом была сооружена крыша.

Первый коммерческий полет Boeing 747 выполнил под флагом авиакомпании Pan Am в январе 1970 года из Нью-Йорка в Лондон.

ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_panam-300×200.jpg 300w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_panam-768×513.jpg 768w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_panam-1024×684.jpg 1024w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_panam-696×465.jpg 696w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_panam-1068×713.jpg 1068w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_panam-629×420.jpg 629w» sizes=»(max-width: 1225px) 100vw, 1225px»>Boeing 747-100 авиакомпании Pan Am. Фото: Aldo Bidini

Самолет имел два прохода на основной палубе, что впоследствии стало стандартом для дальнемагистральных самолетов. На второй палубе авиакомпании создавали роскошные зоны отдыха или рестораны для пассажиров первого класса.

ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_firstclass-300×240.jpg 300w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_firstclass-768×614.jpg 768w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_firstclass-696×557.jpg 696w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747_firstclass-525×420.jpg 525w» sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px»>Салон первого класса в Boeing 747 и винтовая лестница, ведущая на верхнюю палубу и кабину пилотов. Фото: Boeing

Однако в дальнейшем увеличение расходов привело к тому, что авиаперевозчики превратили это пространство в обычный салон с пассажирскими креслами.

Практически после запуска судьба Boeing и нового самолета оказалась под угрозой. Производитель был должен банкам $1,2 млрд на момент начала экономического спада в США, а из-за начала нефтяного кризиса в 1973 году авиакомпании были вынуждены переключиться на самолеты меньшего формата.

British Airways, которая заказала три из первых 20-ти Boeing 747, столкнулась с проблемами с двигателями и с забастовками пилотов, которые требовали большей зарплаты за работу на лайнере-гиганте.

Чтобы получать заказы, Boeing пришлось разрабатывать новые версии 747 — например, по запросу японских авиакомпаний, которым требовался большой самолет для совершения коротких региональных рейсов, появилась модификация Boeing 747-200, позволяющая перевозить больше пассажиров и багажа на меньшее расстояние. Для иранской авиакомпании Iran Air Boeing разработал укороченную версию Boeing 747 SP с увеличенной дальностью полета.

Читайте также  Мне бы в небо

Совершившая первый полет в 1988 году модификация 747-400 позволила перевозить больше пассажиров на расстояние до 14 200 км, имела новые двигатели и законцовки крыла для снижения расхода топлива, а оборудование в кабине позволило отказаться от бортовых инженеров и сократить летный экипаж только до двух пилотов.

ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747400_rollout-300×225.jpg 300w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747400_rollout-768×576.jpg 768w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747400_rollout-80×60.jpg 80w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747400_rollout-265×198.jpg 265w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747400_rollout-696×522.jpg 696w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747400_rollout-560×420.jpg 560w» sizes=»(max-width: 988px) 100vw, 988px»>Boeing 747-400 на заводе Boeing. Фото: Boeing

Завершение эпохи Boeing 747 началось после того, как были созданы более экономичные двухдвигательные широкофюзеляжные самолеты, получившие сертификацию для прямых полетов над незаселенными участками. Изначально маршруты авиалайнеров с двумя двигателями должны были прокладываться из расчета возможности совершить аварийную посадку в течение 60 минут в случае отказа одного из двигателей, однако позже в рамках сертификации ETOPS это ограничение было значительно расширено. Например, маршрут 2-двигательного Boeing 777 должен прокладываться так, чтобы в случае отказа силовой установки он мог сесть на запасном аэродроме в течение 330 минут.

Несмотря на закат эры Boeing 747, модель стала одной из самых успешных в линейке Boeing. Всего было поставлено более 1500 самолетов, среди которых — специальный транспортер, перевозивший космические челноки, а также два борта в модификации Boeing VC-25, используемые в качестве самолетов президента США под позывными  Air Force One.

ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747airforceone-300×241.jpg 300w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747airforceone-768×617.jpg 768w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747airforceone-696×560.jpg 696w, https://www.ЭКОНОМ АВИА/wp-content/uploads/2018/09/747airforceone-522×420.jpg 522w» sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px»>Модификация Boeing 747 — Boeing VC-25 — которая используется для перевозки президента США. Фото: U.S. Air Force