Деловая авиация Ближнего Востока испытывает трудности

Авиационный рынок Ближнего Востока успешно развивается, и сегмент деловой авиации – не исключение. По прогнозам MEBAA, к 2020 году количество бизнес-джетов в регионе увеличится с 500 до 1375, а объем рынка деловой авиации достигнет 1,3 млрд долларов США. С 2013 года количество летных часов бизнес-джетов по всему региону выросло уже более чем на 12%. Несмотря на впечатляющие темпы роста, на горизонте ближневосточной бизнес-авиации все еще видны грозовые тучи.

Учитывая прогнозы роста ВВП на 3,8% в ближайшие 20 лет, Ближний Восток остается перспективным рынком для развития деловой авиации. Этому свидетельствует и успешная деятельность дочерних предприятий крупнейших авиаперевозчиков: Emirates Executive у авиакомпании Emirates, Qatar Executive у Qatar Airways и Saudi Private Aviation у Saudi Airlines. Растущий спрос на услуги бизнес-авиации стимулирует появление в регионе новых моделей бизнеса. К примеру, X-Jet планирует предложить частным владельцам бизнес-джетов полный комплекс услуг по поддержке самолетов за фиксированную плату в год.

«В последние годы мы отметили существенный рост спроса на частные авиаперевозки и сопутствующие услуги на Ближнем Востоке. Если 25 лет назад бизнес-авиация в регионе была преимущественно прерогативой королевских семей, то в последние 5-10 лет рынок деловой авиации начал переориентироваться на корпоративных клиентов. Личный самолет стал восприниматься не как предмет роскоши, а как средство для эффективного ведения бизнеса и экономии времени. Сегодня многие эксперты авиационной отрасли сходятся во мнении, что потенциал рынка деловой авиации — не в VIP-услугах, а в корпоративных перевозках», — отмечает Виталий Капитонов, генеральный директор KlasJet.

Согласно MEBAA, в настоящее время до 70% всех рейсов деловой авиации на Ближнем Востоке выполняются для корпоративных целей.  Тем не менее, люди с высоким достатком продолжают задавать тон развитию бизнес-авиации в регионе и соревнуются в комфортабельности и различных изысках при оформлении личных самолетов. Ближневосточные клиенты деловой авиации — одни из самых требовательных в мире, и операторам бизнес-джетов приходится прикладывать максимум усилий, чтобы удовлетворить их запросы. Кроме того, на рынке растет конкуренция – все больше операторов деловой авиации стремятся на Ближний Восток в надежде ухватить свой кусок пирога. По прогнозам экспертов, в ближайшие два года объем рынка бизнес-авиации в регионе вырастет на 12%. Тем не менее, на Ближнем Востоке все еще остаются некоторые препятствия, которые ограничивают развитие бизнес-авиации в регионе.

Читайте также  Reuters узнал о десятках «брошенных» в Саудовской Аравии бизнес-джетов

«Политические потрясения и экономический кризис оставили свой след на рынке деловой авиации Ближнего Востока. Бизнес-авиация практически отсутствует в таких странах, как Йемен, Сирия и Ливия. Кроме того, наблюдается дефицит квалифицированной рабочей силы: пилотов, специалистов по планированию полетов, инженеров и диспетчеров воздушного движения», — комментирует Виталий Капитонов.

По словам В. Капитонова, стоит также отметить перегруженность аэропортов и рост интенсивности воздушного движения, спровоцированные тем, что авиакомпании запускают все новые и новые маршруты. Ситуация усугбляется еще и тем, что большая часть воздушного пространства зарезервирована для военного использования. Если ограничения будут сняты, это позволит ускорить темпы роста бизнес-авиации на Ближнем Востоке.

 «Для того, чтобы сегмент бизнес-авиации продолжал развиваться по заданной траектории и смог полностью реализовать свой потенциал, Ближнему Востоку придется рано или поздно найти пути решения этих проблем. Однако сегодня региональным властям следует сосредоточиться на качестве и безопасности полетов, и рост конкуренции на рынке окажет только благотворное влияние», — заключает Виталий Капитонов, генеральный директор KlasJet.